вот ещё классная задача
Код:
uses GraphABC; const types = 3; //число типов рыб минус 1 rmax = 4; //радиус всех рыб CanEat = rmax; //максимальное расстояние при поедании eps = 0.00001; //необходимо при операциях с данными real epsustupi = 0.1; //насколько значима иерархия среди хищников strahkraj = 3; //во сколько раз жертвы боятся края меньше, чем хищников ustupi = CanEat*10; //насколько значима иерархия среди хищников BkColor = clBlack; //Фон Height = 600; //Высота графического окна Width = 780; //Ширина графического окна xmin = 10; // ymin = 10; //Минимальные и максимальные значения координат, xmax = Width - 100; //которые могут принимать рыбы ymax = Height - 140; // Type fishtype = class //Описание одной стаи c : color; public CanRazm, MaxKol, Kol, MaxLife, MinFood: integer; //цвет, размножение, макс. кол-во, текущее кол-во, макс. жизнь, //сколько хищнику нужно есть для размножения Speed, See: real; //Нормальная скорость и зрение в пикселях constructor create(ac:color; aCanRazm, aMaxKol, aMaxLife, aMinFood:integer; aSpeed, aSee: real); begin c:= ac; CanRazm:= aCanRazm; MaxKol:= aMaxKol; Kol:= 1; MaxLife:= aMaxLife; MinFood:= aMinFood; Speed:= aSpeed; See:= aSee end; procedure ShowKol(y: integer); //отобразить текущее кол-во var s: string; begin SetFontColor(c); TextOut(xmax + 20, y, ' '); s := IntToStr(kol); TextOut(xmax + 20, y, s); end; end; var opisanie: array[0..types] of fishtype; //данные для всех стай Type fish = class x, y, r, dx0, dy0: real; //текущие координаты, радиус и предыдущий шаг tip, life, razm, status, food: integer; //razm - время с момента последнего размножения, //status - состояние - спокойное или возбуждённое next, prev: fish; //двусвязный циклический список constructor Create(ax, ay, ar: real; atip: integer; aprev, anext: fish); begin x:= ax; y:= ay; r:= ar; tip:= atip; prev:= aprev; next:= anext; life:= 0; razm:= 0; dx0:= random; dy0:= random; status:= 1; food:= 0; end; procedure show; begin SetPenColor(opisanie[tip].c); circle(round(x), round(y), round(r)) end; procedure hide; begin SetPenColor(BkColor); circle(round(x), round(y), round(r)) end; procedure Destroy; begin hide; opisanie[tip].kol:= opisanie[tip].kol - 1; opisanie[tip].ShowKol(tip*40 + 20); end; procedure moveto(dx, dy: real); begin hide; x:= x + dx; y:= y + dy; if x > xmax then x:= xmax; if x < xmin then x:= xmin; if y > ymax then y:= ymax; if y < ymin then y:= ymin; show end; procedure MakeDeti(var mama, StartAkula, KonAkula, StartKilka, KonKilka : fish); //произвести потомство var d: fish; begin razm:= 0; food:= 0; d:= fish.create(x, y, r, tip, mama, next); next.prev:= d; next:= d; if mama = KonAkula then KonAkula:= d; if mama = KonKilka then KonKilka:= d; opisanie[tip].kol:= opisanie[tip].kol + 1; opisanie[tip].ShowKol(tip*40 + 20); end; procedure step(var ribka, StartAkula, KonAkula, StartKilka, KonKilka : fish); //Здесь алгоритмы для рыб var dx, dy, d, dx2, dy2, dmin: real; t, trup, found: fish; FoundOhot: boolean; begin status:= 1; //Нормальное состояние dx:= 0; dy:= 0; if tip > 0 then begin //Начало алгоритма для жертв t:= StartAkula; if t<>nil then repeat //Ищем всех хищников в поле видимости d:= sqrt((x - t.x)*(x - t.x) + (y - t.y)*(y - t.y)); if d < opisanie[tip].See then begin if d < eps then d:= eps; dx2:= (x - t.x)/(d*d); dy2:= (y - t.y)/(d*d); dx:= dx + dx2; dy:= dy + dy2; status:= 2; //Возбуждённое состояние end; t:= t.next until t = KonAkula.next; //И обратим внимание на края: if x - xmin < opisanie[tip].See then dx:= dx + 1/((x - xmin + eps)*strahkraj); if xmax - x < opisanie[tip].See then dx:= dx + 1/((x - xmax - eps)*strahkraj); if y - ymin < opisanie[tip].See then dy:= dy + 1/((y - ymin + eps)*strahkraj); if ymax - y < opisanie[tip].See then dy:= dy + 1/((y - ymax - eps)*strahkraj); d:= sqrt(dx*dx + dy*dy); if d < eps then begin dx:= 2*status*random()*opisanie[tip].Speed - status*opisanie[tip].Speed; dy:= 2*status*random()*opisanie[tip].Speed - status*opisanie[tip].Speed end else begin dx:= status*opisanie[tip].Speed*dx/d; dy:= status*opisanie[tip].Speed*dy/d end end else {tip = 0} begin //Начало алгоритма для хищников dmin:= 11000; t:= StartAkula; while t<>ribka do //Проверяем всех выше по иерархии begin d:= sqrt((x - t.x)*(x - t.x) + (y - t.y)*(y - t.y)); if (d < dmin) and (abs(dx0 - t.dx0) < epsustupi) and (abs(dy0 - t.dy0) < epsustupi) then dmin:= d; t:= t.next end; FoundOhot:= dmin < ustupi; dmin:= 11000; found:= nil; t:= StartKilka; if (t<>nil) and (life > 100) and not FoundOhot then repeat d:= sqrt((x - t.x)*(x - t.x) + (y - t.y)*(y - t.y)); if d < dmin then begin dmin:= d; found:= t //found - ближайшая жертва end; t:= t.next until t = KonKilka.next; if (found <> nil) and (dmin < opisanie[tip].See) then begin status:= 2; //Возбуждённое состояние dx:= found.x - x; dy:= found.y - y; if dmin < CanEat + status*opisanie[tip].Speed then begin //Поедание found.next.prev:= found.prev; found.prev.next:= found.next; if (found = StartKilka) and (found = KonKilka) then begin //StartKilka:= nil; //KonKilka:= nil end; if found = StartKilka then StartKilka:= StartKilka.next; if found = KonKilka then KonKilka:= KonKilka.prev; found.destroy; found := nil; food:= food + 1 end end else if (x <= xmin) or (x >= xmax) or (y <= ymin) or (y >= ymax) then begin dx:= 2*status*random()*opisanie[tip].Speed - status*opisanie[tip].Speed; dy:= 2*status*random()*opisanie[tip].Speed - status*opisanie[tip].Speed end else begin dx:= dx0; dy:= dy0 //Повтор предыдущего шага - патрулирование end; d:= sqrt(dx*dx + dy*dy); if d > eps then begin dx:= status*opisanie[tip].Speed*dx/d; dy:= status*opisanie[tip].Speed*dy/d; end end; //Начало алгоритма для всех рыб moveto(dx, dy); dx0:= dx; dy0:= dy; life:= life + 1; razm:= razm + 1; if opisanie[tip].Kol >= opisanie[tip].MaxKol then Razm:= 0; if (razm > opisanie[tip].CanRazm) and (food >= opisanie[tip].minfood) then MakeDeti(ribka, StartAkula, KonAkula, StartKilka, KonKilka); if life > opisanie[tip].MaxLife then //Смерть от старости begin trup:= ribka; ribka:= ribka.prev; trup.next.prev:= trup.prev; trup.prev.next:= trup.next; if trup = StartKilka then StartKilka:= StartKilka.next; if trup = KonKilka then KonKilka:= KonKilka.prev; if trup = StartAkula then StartAkula:= StartAkula.next; if trup = KonAkula then KonAkula:= KonAkula.prev; if trup = trup.next then ribka:= nil; if trup <> nil then trup.destroy; trup := nil; end end; end; function getAllCount:integer; var i,c:integer; begin c:=0; for i:=0 to types do c:=c+opisanie[i].Kol; getAllCount:=c; end; var i: integer; p, q, StartAkula, StartKilka, KonAkula, KonKilka, tek: fish; begin SetSmoothing(False); SetWindowSize(Width, Height); SetWindowLeft(200); SetWindowTop(50); SetWindowCaption('Битва за жизнь'); SetFontSize(7); SetFontName('Arial'); SetBrushColor(BkColor); FillRectangle(0, 0, Width, Height); SetFontColor(clWhite); TextOut(10, ymax + 20, 'Автор программы - Иванов С.О. e-mail: ssyy@yandex.ru'); TextOut(10, ymax + 20+1*18, 'Программа моделирует поведение нескольких стай рыб. Справа - количества рыб в текущий'); TextOut(10, ymax + 20+2*18, 'момент времени. Изменяя параметры в коде программы, можно влиять на ход битвы.'); TextOut(10, ymax + 20+3*18, 'По умолчанию: красные - хищники, поедают любых рыб из других стай, не плодятся,'); TextOut(10, ymax + 20+4*18, 'пока не поели; синие - жертвы, самые медленные, но быстрее всех плодятся; зелёные - жертвы,'); TextOut(10, ymax + 20+5*18, 'быстрее синих, но плодятся медленнее; желтые - самые быстрые среди жертв, но желтых мало.'); SetFontSize(12); StartAkula:= nil; StartKilka:= nil; KonAkula:= nil; KonKilka:= nil; //c - цвет. //CanRazm - минимальное количество ходов отдельно взятой рыбы между двумя // её последовательными размножениями. //MaxKol - максимально допустимое количество рыб данного вида. //Kol - количество рыб данного вида в текущий момент времени. //MaxLife - максимальная продолжительность жизни. // После того, как рыба сделает больше шагов, чем это число, она умирает. //MinFood - минимальное количество съеденных жертв, необходимое для размножения // (только для хищников; для жертв это количество принято за -1). //Speed - нормальная скорость. Максимальная скорость рыбы в 2 раза больше этого числа. //See - радиус обзора - как далеко видит рыба. //c, CanRazm, MaxKol, MaxLife, MinFood, Speed, See opisanie[3]:= fishtype.create(clYellow, 300, 15, 1500, -1, 0.99, 50); opisanie[2]:= fishtype.create(clGreen, 150, 50, 1500, -1, 0.9, 50); opisanie[1]:= fishtype.create(clBlue, 30, 50, 500, -1, 0.7, 35); opisanie[0]:= fishtype.create(clRed, 1000, 40, 5000, 1, 1, 500); SetPenColor(clWhite); rectangle(round(xmin - rmax - 1), round(ymin - rmax - 1), round(xmax + rmax + 1), round(ymax + rmax + 1)); //Теперь нужно построить первоначальный список q:= fish.create(xmin + 10, ymax - 10, rmax, 0, nil, nil); p:= fish.create(xmin + 10, ymin + 10, rmax, 1, q, q); q.next:= p; q.prev:= p; StartAkula:= q; KonAkula:= q; StartKilka:= p; KonKilka:= p; p:= fish.create(xmax - 10, ymin + 10, rmax, 2, KonKilka, StartAkula); StartAkula.prev:= p; KonKilka.next:= p; KonKilka:= p; p:= fish.create(xmax - 10, ymax - 10, rmax, 3, KonKilka, StartAkula); StartAkula.prev:= p; KonKilka.next:= p; KonKilka:= p; for i:= 0 to types do opisanie[i].ShowKol(i*40 + 20); //И все ходят по очереди, пока хоть кто-то жив. tek:= StartKilka; //i:=0;c:=getallcount;LockDrawing; repeat tek:= tek.next; tek.step(tek, StartAkula, KonAkula, StartKilka, KonKilka); {i:=i+1; if i>=c then begin i:=0;c:=getallcount; Redraw; end;} until (tek = nil); end.