вот ещё классная задача
Код:
uses GraphABC;
const types = 3; //число типов рыб минус 1
rmax = 4; //радиус всех рыб
CanEat = rmax; //максимальное расстояние при поедании
eps = 0.00001; //необходимо при операциях с данными real
epsustupi = 0.1; //насколько значима иерархия среди хищников
strahkraj = 3; //во сколько раз жертвы боятся края меньше, чем хищников
ustupi = CanEat*10; //насколько значима иерархия среди хищников
BkColor = clBlack; //Фон
Height = 600; //Высота графического окна
Width = 780; //Ширина графического окна
xmin = 10; //
ymin = 10; //Минимальные и максимальные значения координат,
xmax = Width - 100; //которые могут принимать рыбы
ymax = Height - 140; //
Type
fishtype = class //Описание одной стаи
c : color;
public
CanRazm, MaxKol, Kol, MaxLife, MinFood: integer;
//цвет, размножение, макс. кол-во, текущее кол-во, макс. жизнь,
//сколько хищнику нужно есть для размножения
Speed, See: real; //Нормальная скорость и зрение в пикселях
constructor create(ac:color; aCanRazm, aMaxKol, aMaxLife, aMinFood:integer; aSpeed, aSee: real);
begin
c:= ac; CanRazm:= aCanRazm; MaxKol:= aMaxKol; Kol:= 1;
MaxLife:= aMaxLife; MinFood:= aMinFood; Speed:= aSpeed; See:= aSee
end;
procedure ShowKol(y: integer); //отобразить текущее кол-во
var s: string;
begin
SetFontColor(c);
TextOut(xmax + 20, y, ' ');
s := IntToStr(kol);
TextOut(xmax + 20, y, s);
end;
end;
var opisanie: array[0..types] of fishtype; //данные для всех стай
Type
fish = class
x, y, r, dx0, dy0: real; //текущие координаты, радиус и предыдущий шаг
tip, life, razm, status, food: integer;
//razm - время с момента последнего размножения,
//status - состояние - спокойное или возбуждённое
next, prev: fish; //двусвязный циклический список
constructor Create(ax, ay, ar: real; atip: integer; aprev, anext: fish);
begin
x:= ax; y:= ay; r:= ar; tip:= atip; prev:= aprev; next:= anext;
life:= 0; razm:= 0; dx0:= random; dy0:= random; status:= 1; food:= 0;
end;
procedure show;
begin
SetPenColor(opisanie[tip].c);
circle(round(x), round(y), round(r))
end;
procedure hide;
begin
SetPenColor(BkColor);
circle(round(x), round(y), round(r))
end;
procedure Destroy;
begin
hide;
opisanie[tip].kol:= opisanie[tip].kol - 1;
opisanie[tip].ShowKol(tip*40 + 20);
end;
procedure moveto(dx, dy: real);
begin
hide;
x:= x + dx; y:= y + dy;
if x > xmax then x:= xmax;
if x < xmin then x:= xmin;
if y > ymax then y:= ymax;
if y < ymin then y:= ymin;
show
end;
procedure MakeDeti(var mama, StartAkula, KonAkula, StartKilka, KonKilka : fish);
//произвести потомство
var d: fish;
begin
razm:= 0;
food:= 0;
d:= fish.create(x, y, r, tip, mama, next);
next.prev:= d;
next:= d;
if mama = KonAkula then KonAkula:= d;
if mama = KonKilka then KonKilka:= d;
opisanie[tip].kol:= opisanie[tip].kol + 1;
opisanie[tip].ShowKol(tip*40 + 20);
end;
procedure step(var ribka, StartAkula, KonAkula, StartKilka, KonKilka : fish);
//Здесь алгоритмы для рыб
var
dx, dy, d, dx2, dy2, dmin: real;
t, trup, found: fish;
FoundOhot: boolean;
begin
status:= 1; //Нормальное состояние
dx:= 0; dy:= 0;
if tip > 0 then
begin //Начало алгоритма для жертв
t:= StartAkula;
if t<>nil then
repeat //Ищем всех хищников в поле видимости
d:= sqrt((x - t.x)*(x - t.x) + (y - t.y)*(y - t.y));
if d < opisanie[tip].See then
begin
if d < eps then d:= eps;
dx2:= (x - t.x)/(d*d);
dy2:= (y - t.y)/(d*d);
dx:= dx + dx2;
dy:= dy + dy2;
status:= 2; //Возбуждённое состояние
end;
t:= t.next
until t = KonAkula.next;
//И обратим внимание на края:
if x - xmin < opisanie[tip].See then dx:= dx + 1/((x - xmin + eps)*strahkraj);
if xmax - x < opisanie[tip].See then dx:= dx + 1/((x - xmax - eps)*strahkraj);
if y - ymin < opisanie[tip].See then dy:= dy + 1/((y - ymin + eps)*strahkraj);
if ymax - y < opisanie[tip].See then dy:= dy + 1/((y - ymax - eps)*strahkraj);
d:= sqrt(dx*dx + dy*dy);
if d < eps then
begin
dx:= 2*status*random()*opisanie[tip].Speed - status*opisanie[tip].Speed;
dy:= 2*status*random()*opisanie[tip].Speed - status*opisanie[tip].Speed
end
else
begin
dx:= status*opisanie[tip].Speed*dx/d;
dy:= status*opisanie[tip].Speed*dy/d
end
end
else {tip = 0}
begin //Начало алгоритма для хищников
dmin:= 11000;
t:= StartAkula;
while t<>ribka do //Проверяем всех выше по иерархии
begin
d:= sqrt((x - t.x)*(x - t.x) + (y - t.y)*(y - t.y));
if (d < dmin) and (abs(dx0 - t.dx0) < epsustupi) and
(abs(dy0 - t.dy0) < epsustupi) then dmin:= d;
t:= t.next
end;
FoundOhot:= dmin < ustupi;
dmin:= 11000;
found:= nil;
t:= StartKilka;
if (t<>nil) and (life > 100) and not FoundOhot then
repeat
d:= sqrt((x - t.x)*(x - t.x) + (y - t.y)*(y - t.y));
if d < dmin then
begin
dmin:= d;
found:= t //found - ближайшая жертва
end;
t:= t.next
until t = KonKilka.next;
if (found <> nil) and (dmin < opisanie[tip].See) then
begin
status:= 2; //Возбуждённое состояние
dx:= found.x - x;
dy:= found.y - y;
if dmin < CanEat + status*opisanie[tip].Speed then
begin //Поедание
found.next.prev:= found.prev;
found.prev.next:= found.next;
if (found = StartKilka) and (found = KonKilka) then
begin
//StartKilka:= nil;
//KonKilka:= nil
end;
if found = StartKilka then
StartKilka:= StartKilka.next;
if found = KonKilka then
KonKilka:= KonKilka.prev;
found.destroy;
found := nil;
food:= food + 1
end
end
else
if (x <= xmin) or (x >= xmax) or (y <= ymin) or (y >= ymax) then
begin
dx:= 2*status*random()*opisanie[tip].Speed - status*opisanie[tip].Speed;
dy:= 2*status*random()*opisanie[tip].Speed - status*opisanie[tip].Speed
end
else
begin
dx:= dx0; dy:= dy0 //Повтор предыдущего шага - патрулирование
end;
d:= sqrt(dx*dx + dy*dy);
if d > eps then
begin
dx:= status*opisanie[tip].Speed*dx/d;
dy:= status*opisanie[tip].Speed*dy/d;
end
end;
//Начало алгоритма для всех рыб
moveto(dx, dy);
dx0:= dx; dy0:= dy;
life:= life + 1; razm:= razm + 1;
if opisanie[tip].Kol >= opisanie[tip].MaxKol then Razm:= 0;
if (razm > opisanie[tip].CanRazm) and (food >= opisanie[tip].minfood) then
MakeDeti(ribka, StartAkula, KonAkula, StartKilka, KonKilka);
if life > opisanie[tip].MaxLife then //Смерть от старости
begin
trup:= ribka; ribka:= ribka.prev;
trup.next.prev:= trup.prev;
trup.prev.next:= trup.next;
if trup = StartKilka then
StartKilka:= StartKilka.next;
if trup = KonKilka then
KonKilka:= KonKilka.prev;
if trup = StartAkula then
StartAkula:= StartAkula.next;
if trup = KonAkula then
KonAkula:= KonAkula.prev;
if trup = trup.next then ribka:= nil;
if trup <> nil then
trup.destroy;
trup := nil;
end
end;
end;
function getAllCount:integer;
var i,c:integer;
begin
c:=0;
for i:=0 to types do
c:=c+opisanie[i].Kol;
getAllCount:=c;
end;
var i: integer;
p, q, StartAkula, StartKilka, KonAkula, KonKilka, tek: fish;
begin
SetSmoothing(False);
SetWindowSize(Width, Height);
SetWindowLeft(200);
SetWindowTop(50);
SetWindowCaption('Битва за жизнь');
SetFontSize(7);
SetFontName('Arial');
SetBrushColor(BkColor);
FillRectangle(0, 0, Width, Height);
SetFontColor(clWhite);
TextOut(10, ymax + 20, 'Автор программы - Иванов С.О. e-mail: ssyy@yandex.ru');
TextOut(10, ymax + 20+1*18, 'Программа моделирует поведение нескольких стай рыб. Справа - количества рыб в текущий');
TextOut(10, ymax + 20+2*18, 'момент времени. Изменяя параметры в коде программы, можно влиять на ход битвы.');
TextOut(10, ymax + 20+3*18, 'По умолчанию: красные - хищники, поедают любых рыб из других стай, не плодятся,');
TextOut(10, ymax + 20+4*18, 'пока не поели; синие - жертвы, самые медленные, но быстрее всех плодятся; зелёные - жертвы,');
TextOut(10, ymax + 20+5*18, 'быстрее синих, но плодятся медленнее; желтые - самые быстрые среди жертв, но желтых мало.');
SetFontSize(12);
StartAkula:= nil;
StartKilka:= nil;
KonAkula:= nil;
KonKilka:= nil;
//c - цвет.
//CanRazm - минимальное количество ходов отдельно взятой рыбы между двумя
// её последовательными размножениями.
//MaxKol - максимально допустимое количество рыб данного вида.
//Kol - количество рыб данного вида в текущий момент времени.
//MaxLife - максимальная продолжительность жизни.
// После того, как рыба сделает больше шагов, чем это число, она умирает.
//MinFood - минимальное количество съеденных жертв, необходимое для размножения
// (только для хищников; для жертв это количество принято за -1).
//Speed - нормальная скорость. Максимальная скорость рыбы в 2 раза больше этого числа.
//See - радиус обзора - как далеко видит рыба.
//c, CanRazm, MaxKol, MaxLife, MinFood, Speed, See
opisanie[3]:= fishtype.create(clYellow, 300, 15, 1500, -1, 0.99, 50);
opisanie[2]:= fishtype.create(clGreen, 150, 50, 1500, -1, 0.9, 50);
opisanie[1]:= fishtype.create(clBlue, 30, 50, 500, -1, 0.7, 35);
opisanie[0]:= fishtype.create(clRed, 1000, 40, 5000, 1, 1, 500);
SetPenColor(clWhite);
rectangle(round(xmin - rmax - 1), round(ymin - rmax - 1),
round(xmax + rmax + 1), round(ymax + rmax + 1));
//Теперь нужно построить первоначальный список
q:= fish.create(xmin + 10, ymax - 10, rmax, 0, nil, nil);
p:= fish.create(xmin + 10, ymin + 10, rmax, 1, q, q);
q.next:= p; q.prev:= p;
StartAkula:= q; KonAkula:= q;
StartKilka:= p; KonKilka:= p;
p:= fish.create(xmax - 10, ymin + 10, rmax, 2, KonKilka, StartAkula);
StartAkula.prev:= p;
KonKilka.next:= p; KonKilka:= p;
p:= fish.create(xmax - 10, ymax - 10, rmax, 3, KonKilka, StartAkula);
StartAkula.prev:= p;
KonKilka.next:= p; KonKilka:= p;
for i:= 0 to types do opisanie[i].ShowKol(i*40 + 20);
//И все ходят по очереди, пока хоть кто-то жив.
tek:= StartKilka;
//i:=0;c:=getallcount;LockDrawing;
repeat
tek:= tek.next;
tek.step(tek, StartAkula, KonAkula, StartKilka, KonKilka);
{i:=i+1;
if i>=c then begin
i:=0;c:=getallcount;
Redraw;
end;}
until (tek = nil);
end.
не повезло